Государственные закупки — главный способ для бюджетных учреждений и госкомпаний найти товары и услуги по максимально выгодной цене. Для этого они размещают заказ с конкретными характеристиками работ или нужной продукции на электронных торговых площадках, где предприниматели, желающие участвовать в торгах, могут оставить заявку. Поставщика определяют в ходе тендера. В зависимости от вида торгов, побеждает тот, кто предложил самую низкую цену или лучшие условия исполнения контракта.
Заказчик, которому нужен товар, пишет о потребности в этом товаре заранее на одном из специально предназначенных для этого сайтах (торговых площадках), а участники торгов (поставщики) видят эту потребность на сайте и подают заказчику свои предложения. Заказчик выбирает наилучшее для него предложение и заключает договор с выбранной организацией.
Торговая площадка — это сайт в сети интернет, на котором заказчик публикует информацию о том, что он планирует закупать. Так как госзакупки тендер по 44-ФЗ проводятся для нужд государства, то размещаться такие процедуры могут только на 9-ти уполномоченных электронных торговых площадках (ЭТП). А коммерческие торги могут проходить на любых площадках и даже на сайтах самих заказчиков.
Как правило, тендеры открытого типа применяются в госзакупках. Они позитивно влияют на рынок, поскольку хорошо мотивируют потенциальных исполнителей и провоцируют конкуренцию, но в то же время весьма трудоемки в плане организации.
Закрытые тендеры характеризуются главным образом тем, что их участники приглашаются непосредственно организатором торгов в индивидуальном порядке. Количество претендентов в данном случае сильно ограничено, что значительно сокращает организационные расходы. Обычно в закрытых тендерах принимают участие четыре-пять компаний, чей рейтинг, репутация и прочие показатели удовлетворяют выдвинутым требованиям. Список участников разглашению не подлежит.
К разновидности закрытых торгов относятся специализированные тендеры с ограниченным участием. Здесь нет четко установленного количества претендентов, оно может варьироваться. Ограничения же касаются конкретных критериев, обусловленных заказчиком. Это может быть обязательное гражданство страны, в которой проводится конкурс, персональное приглашение или что-то еще.